Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История возникновения фриволите.

     Об истории техники плетения фриволите известно немного. Скудные упоминания о нём находят искусствоведы, изучая культуру древних Китая и Египта. Народы Востока, откуда фриволите пришло в Европу лишь в средние века, сохранили для него название «макук». Макук – это челнок, которым плетётся кружево фриволите. Появившись в Европе впервые в средние века, фриволите распространилось и стало очень популярным лишь на границе XVIII - XIX веков. В разных странах оно имело разное название в Италии – «Окко» (глазок), в Германии – «шиффек шпитцен» (плетение челноком), в англоязычных странах – «тетинг» (плетёное кружево). В Россию фриволите пришло из Франции и сохранило это свое название.

 

     В конце XIX –  начале XX в. кружевные изделия всех видов были очень модными, в том числе и фриволите. К концу XIX в. в России были изданы пособия по женским рукоделиям, несколько глав, в которых посвящены фриволите, что свидетельствует о популярности этого вида кружевного плетения в то время. Так, разделы «Фриволите» можно обнаружить в энциклопедии женских рукоделий за 1887 г. и 1893 г. и в курсе женских рукоделий за 1902 г. Смольный институт, институт благородных девиц в Москве, Высшие Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, пансионы для девиц – везде обязательным курсом были вышивка и кружевоплетение, в основном фриволите.

 

Инструменты и материалы для плетения.

     Основным рабочим инструментом для плетения кружева фриволите является челнок. Челноки могут быт разных размеров. Используют один или два челнока в зависимости от вида работы. Наша промышленность начала  выпуск челноков с 2003 года, а до этого  их изготовляли в основном кустарным способом из кости, рога, дерева, оргстекла, пластмасс, металла.

     Нить при заправке челнока пропускают через одно из отверстий, закрепляют узлом и обматывают вокруг шпульки. Оба заостренных конца пластинок изогнуты так, что почти соприкасаются друг с другом. Это позволяет легко пропускать челнок межу участками нитей, зажатой и натянутой между пальцами левой руки. Концы пластин  челнока должны плотно сходиться, тогда нить во время работы не будет разматываться самопроизвольно. При  прохождении нити между сжатыми концами пластин, а так же при наматывании ее на челнок и разматывании должен раздаваться щелчок. Чем толще нить, тем большего размера следует брать челнок, чтобы поместить на нем достаточное количество нити. Челнок должен отвечать следующим требованиям:

 

v  намотанная на челнок нить лишь при некотором усилии должна с него сматываться;

v  челнок должен быть не больше и не меньше необходимого в каждом конкретном случае размеры и иметь овальную форму;

v  челнок делают гладким, без заусенцев и острых краев, но не скользким, чтобы не рвал нить, не цеплялся за кружево, не ранил руки, но вместе с тем и не выскальзывал из пальцев;

v  важное качество челнока – лёгкость;

v  необходимо, чтобы на челнок легко было бы наматывать нить.

     Вспомогательные инструменты: вязальный крючок № 1 – 2 для захватывания нити при сцеплении элементов кружева (желательно с колпачком); маленькие ножницы для обрезки концов нити (желательно в футляре); иголка для распутывания (ослабления) узлов при распускании изделия; сумочка-кошелек размером 10х15 см с карманчиком (в сумочку укладывается работа и инструменты, а в карманчик – схема плетения). 

     Для плетения кружева желательно использовать простые и хорошо скрученные нити (катушечные хлопчатобумажные №10 – 20, «ромашка», «снежинка», «краше», «ирис», хлопчатобумажный гарус, льняные, шерстяные, люрекс, кручёный шёлк, капроновые крученые, тонкий капроновый рыболовецкий шнур). Толщина нитей зависит от вида и назначения изделия. Для отделки изделий пригодны различные подходящие по цвету и фактуре нити.

 

                                        Инструменты для плетения