Страницы сайтаПоискАрхив записейДрузья сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Программы и методические материалы Содержание программы по кружевоплетению ФРИВОЛИТЕ Первый год обучения. Цель: Овладение техническими приемами кружевоплетения «Фриволите». Создание традиционных орнаментальных изделий в технике «Фриволите».
Тема 1 (2 часа): Введение. Знакомство с кружевоплетением. Задача: Познакомить обучающихся с видами кружевоплетения. Заинтересовать техникой «Фриволите». Содержание. Теоретическая часть: Смысл понятия «кружево». История возникновения «Фриволите». Применение в быту. Беседа о видах кружевоплетения (игольное, коклюшечное, узелковое). Знакомство с инструментами и материалами для плетения. Показ иллюстраций, детских работ в технике фриволите. Материалы: Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства на электронном носителе, работы выпускников, творческие работы педагога.
Тема 2 (14 часов): Виды узлов. Плетение одним челноком. Задача: Научить выполнять основные виды узлов - прямой и обратный. Научить плести по заданным схемам узор одним челноком. Содержание. Теоретическая часть: Азбука фриволите. Условные обозначения и схемы. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Практическая часть: Узел фриволите прямой и обратный. Плетение кольца с использованием декоративного пико. Соединительное пико. Соединение элементов. Пико «Жозефины». Разработка схем и работа по ним. Изготовление мерного кружева (прошвы). Материалы: Челнок, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага формат А4, тетрадь, ручка, карандаш.
Тема 3 (14 часов): Плетение двумя челноками. Задача: Научить плести элемент «дуга», применять орнамент в изделиях фриволите при плетении по схемам, выполнять однорядные и многорядные кружева. Содержание. Теоретическая часть: Понятие элемента «дуга». Закрепление понятия орнамент. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Практическая часть: Плетение дуги. Плетение орнамента в технике фриволите. Однорядное и многорядное кружево. Материалы: Челнок (2 шт.), нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы. Тема 4 (22 часа): Виды мотивов. Задача: Ознакомить обучающихся с понятием «стилизация». Научить плести простые и сложные мотивы. Применять знания по композиции в изделиях фриволите. Содержание. Теоретическая часть: Понятия «стилизация», «мотив». Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Практическая часть: Плетение простых и сложных мотивов по заданным схемам. Составление собственных схем, плетение по ним. Материалы: Челноки, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага, карандаш. Тема 5 (16 часов): Многоцветное многочелночное кружево. Декоративное изделие. Задача: Научить разрабатывать эскизы замкнутых мотивов симметричного геометрического орнамента. Научить использовать несколько челноков в работе. Соединить мотивы геометрического орнамента в изделие «Салфетка». Содержание. Теоретическая часть: Повторение понятий и правил по цветоведению: цветовой круг, цветовая растяжка, близкие и контрастные цветовые отношения, ахроматические взаимодействия в колористике и т.д. Практическая часть: Эскизы мотивов декоративной салфетки. Использование сближенной или контрастной цветовой гаммы в эскизе. Подбор материала (ниток заданной цветовой гаммы и определённой текстуры) для плетения изделия. Выполнение работы в технике «фриволите». Оформление изделия. Материалы: Челноки, нитки различных цветовых оттенков, крючок, игла, ножницы, бумага, простой и цветные карандаши, бархатная бумага и ткань под основу.
Второй год обучения. Цель: Создание сложных сюжетных композиций посредством кружевоплетения фриволите, стилизуя природные формы.
Тема 6 (16 часов): Стилизация природных и растительных форм. Применение в кружевоплетении фриволите. Задача: Повторить и закрепить понятие «стилизация». Научить применять знания по композиции в изделиях «Фриволите». Содержание. Теоретическая часть: Повторение и закрепление понятий: «стилизация», «мотив». Практическая часть: Разработка эскизов и схем плетения. Плетение простых и сложных мотивов по заданным схемам. Составление схем по стилизованным растительным и природным формам, плетение по разработанным эскизам. Материалы: Челноки, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага формата АЗ и А4, карандаш.
Тема 7 (36 часов): Сюжетная композиция в изделиях «Фриволите». Задача: Создать сюжетную композицию в технике фриволите, используя стилизованные мотивы природных и растительных форм, а так же стилизованные фигуры человека. Содержание. Теоретическая часть: Изучение литературы по декоративной композиции. Повторение способов организации композиционного пространства. Практическая часть: Разработка эскизов мотивов «цветок», «бабочка», «птица». Использование сближенной или контрастной цветовой гаммы в эскизе. Составление из мотивов сложной композиции. Составление по эскизам схемы для кружева на языке «фриволите». Использование нескольких челноков в работе для изготовления многоцветного кружева. Выполнение композиции в технике фриволите. Оформление работ. Материалы: Челноки, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага формата АЗ и А4, карандаш, бархатная бумага или ткань под основу.
Тема 8 (16 часов): Выполнение дипломной работы. Задача: Расширить возможности техники фриволите в различных областях применения декоративно-прикладного искусства, сохраняя традиции. Создать условия для обучающихся к творческому самовыражению. Содержание. Теоретическая часть: Подбор и изучение материалов по выбранной теме. Современные тенденции в кружевоплетении. Практическая часть: Работа над эскизами. Выбор орнаментального или сюжетного варианта композиции. Изготовление элементов композиции. Соединение фрагментов работы. Оформление дипломной работы. Материалы: Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства, работы выпускников, творческие работы педагога. Челноки, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага формата АЗ и А4, карандаш, основа для оформления изделия.
Требования к итоговому уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать и уметь К концу l года обучения: -
владеть терминологией и условными
обозначениями кружевоплетения фриволите - владеть технологией челночного плетения кружева - выполнять простые и усложнённые в исполнении элементы фриволите - плести однорядное и многорядное кружево по заданным схемам - соединять элементы фриволите в орнаментальные изделия К концу 2 года обучения: - стилизовать природные формы и уметь воплощать стилизованные изображения на ажурном языке кружева - комбинировать фриволите с другими техниками декоративно-прикладного искусства и живописи - из стилизованных мотивов самостоятельно создавать сложные сюжетные композиции - выполнять кружево от эскиза до готового изделия |