Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Программы и методические материалы
 

Содержание программы по кружевоплетению ФРИВОЛИТЕ

Первый год обучения.

     Цель:  Овладение техническими приемами кружевоплетения «Фриволите». Создание традиционных орнаментальных изделий в технике «Фриволите».

 

     Тема 1 (2 часа): Введение. Знакомство с кружевоплетением.

Задача:   Познакомить обучающихся с видами кружевоплетения. Заинтересовать техникой «Фриволите».

Содержание. Теоретическая часть: Смысл понятия «кружево». История возникновения «Фриволите». Применение в быту. Беседа о видах кружевоплетения (игольное, коклюшечное, узелковое). Знакомство с инструментами и материалами для плетения. Показ иллюстраций, детских работ в технике фриволите.

Материалы: Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства на электронном носителе, работы выпускников, творческие работы педагога.

 

     Тема 2 (14 часов): Виды узлов. Плетение одним челноком.

Задача:  Научить выполнять основные виды узлов - прямой и обратный. Научить плести по заданным схемам узор одним челноком.

Содержание. Теоретическая часть: Азбука фриволите. Условные обозначения и схемы. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая часть: Узел фриволите прямой и обратный. Плетение кольца с использованием декоративного пико. Соединительное пико. Соединение элементов. Пико «Жозефины». Разработка схем и работа по ним. Изготовление мерного кружева (прошвы).

Материалы: Челнок, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага формат А4, тетрадь, ручка, карандаш.

 

     Тема 3 (14 часов): Плетение двумя челноками.

Задача: Научить плести элемент «дуга», применять орнамент в изделиях

фриволите при плетении по схемам, выполнять однорядные и многорядные кружева.

Содержание. Теоретическая часть: Понятие элемента «дуга». Закрепление понятия орнамент. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая часть: Плетение дуги. Плетение орнамента в технике фриволите.  Однорядное и многорядное кружево.

Материалы: Челнок (2 шт.), нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы.

     Тема 4 (22 часа): Виды мотивов.

Задача: Ознакомить обучающихся с  понятием «стилизация». Научить плести простые и сложные мотивы. Применять знания по композиции в изделиях фриволите.

Содержание. Теоретическая часть: Понятия «стилизация», «мотив». Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Практическая часть: Плетение простых и сложных мотивов по заданным схемам. Составление собственных схем, плетение по ним.

Материалы: Челноки, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага, карандаш.

     Тема 5 (16 часов): Многоцветное многочелночное кружево. Декоративное изделие.

Задача: Научить разрабатывать эскизы замкнутых мотивов симметричного геометрического орнамента. Научить использовать несколько челноков в работе. Соединить мотивы геометрического орнамента в  изделие «Салфетка».

Содержание. Теоретическая часть: Повторение понятий и правил  по цветоведению:  цветовой круг, цветовая растяжка, близкие и контрастные цветовые отношения, ахроматические взаимодействия в колористике и т.д.

Практическая часть: Эскизы мотивов декоративной салфетки. Использование сближенной или контрастной цветовой гаммы в эскизе. Подбор материала (ниток заданной цветовой гаммы и определённой текстуры) для плетения изделия. Выполнение работы в технике «фриволите». Оформление изделия.

Материалы: Челноки, нитки различных цветовых оттенков, крючок, игла, ножницы, бумага, простой и цветные карандаши, бархатная бумага и ткань под основу.

 

Второй год обучения.

Цель: Создание сложных сюжетных композиций посредством кружевоплетения фриволите, стилизуя природные формы.

 

     Тема 6 (16 часов): Стилизация природных и растительных форм. Применение в кружевоплетении фриволите.

Задача:   Повторить и закрепить понятие «стилизация». Научить применять знания по композиции в изделиях «Фриволите».

Содержание. Теоретическая часть:   Повторение и закрепление понятий:  «стилизация»,  «мотив».   

Практическая часть:  Разработка эскизов и схем плетения. Плетение простых и сложных мотивов по заданным схемам. Составление схем по стилизованным растительным и природным формам, плетение по разработанным эскизам.

Материалы: Челноки, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага формата АЗ и А4, карандаш.

 

     Тема 7 (36 часов): Сюжетная композиция в изделиях «Фриволите».

Задача:  Создать сюжетную композицию в технике фриволите, используя стилизованные мотивы природных и растительных форм, а так же стилизованные фигуры человека.

Содержание. Теоретическая часть: Изучение литературы по декоративной композиции. Повторение способов организации композиционного пространства.

Практическая часть: Разработка эскизов мотивов «цветок», «бабочка», «птица». Использование сближенной или контрастной цветовой гаммы в эскизе. Составление из мотивов сложной композиции. Составление по эскизам схемы для кружева на языке «фриволите».  Использование нескольких челноков в работе для изготовления многоцветного кружева. Выполнение композиции в технике фриволите. Оформление работ.

Материалы: Челноки, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага формата АЗ и А4, карандаш, бархатная бумага или ткань под основу.

 

      Тема 8 (16 часов): Выполнение дипломной работы.

 Задача:  Расширить возможности техники фриволите в различных областях применения  декоративно-прикладного искусства, сохраняя традиции. Создать условия для обучающихся  к творческому самовыражению.

Содержание. Теоретическая часть: Подбор и изучение материалов по выбранной теме. Современные тенденции в кружевоплетении.

Практическая часть:  Работа над эскизами. Выбор орнаментального или сюжетного варианта композиции. Изготовление элементов композиции. Соединение фрагментов работы. Оформление дипломной работы. 

Материалы: Иллюстрации изделий мастеров декоративно-прикладного искусства, работы выпускников, творческие работы педагога. Челноки, нитки «Ирис», крючок, игла, ножницы, схемы, бумага формата АЗ и А4, карандаш, основа для оформления изделия.

 

       Требования к итоговому уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся  должны  знать и уметь

К  концу  l года  обучения: 

-          владеть терминологией и условными обозначениями кружевоплетения фриволите

-          владеть технологией челночного плетения кружева

-          выполнять простые и усложнённые в исполнении элементы фриволите

-          плести однорядное и многорядное кружево по заданным схемам

-          соединять элементы фриволите в орнаментальные изделия

К концу  2 года обучения:

-          стилизовать природные формы и уметь воплощать стилизованные изображения на ажурном языке кружева

-     комбинировать фриволите с другими техниками декоративно-прикладного искусства и живописи


-     из стилизованных мотивов самостоятельно создавать сложные сюжетные композиции


-     выполнять кружево от эскиза до готового изделия