«ЭТНО-ракурс» - в художественной жизни маленького городка Лангепаса, который находится на северо-востоке Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРЫ, стал знаковым событием среди художников восточного региона ХМАО – Югры. Надо сказать, что в жизни округа Лангепас стал своего рода Меккой для художников и одарённых личностей, ведь самые первые значительные выставки и проекты стартовали именно здесь. Проект «Югра художественная», рождение и становление которого началось в далёком 1995 году, для многих художников являлся единственным проектом для творческого роста. Впервые практически вся коллекция художественных произведений Фонда Поколений была показана именно здесь, так как город имел единственный в то время современный оборудованный выставочный зал на всей территории округа. Первый Региональный пленэр «ЭТНО-ракурс», организованный Лангепасским Музейно-выставочным центром – это новый взгляд в развитии изобразительного искусства и привлечение к сотворчеству художников региона. Приоритет идеи пленэра связан с этно-культурным наследием хантов, бытом, традициями и жизнью коренного населения. Трепетное отношение к самобытности и культуре народов, на чьей территории мы являемся гостями, заставляет нас уважать, хранить и преумножать духовные ценности малочисленных народов. Поэтому большинство работ художники связали именно с этой тематикой. Богатые сибирские пейзажи привлекают бескрайними лесами, неповторимым небом и особым состоянием. Разнообразно интерпретировали свой взгляд на особенности северной природы в технике акварели Захар Григорьев и Лэла Климина, в работах которых чувствуется воздух, простор и лёгкость. К классическому пейзажу можно отнести работы Евгения Ивкина, Ольги Кокшаровой и Василия Краснобородкина, где отражается колорит местной природы. Северный пейзаж может быть правдоподобно суровым, со скупой цветовой гаммой – так решил отразить увиденное в своих работах «Окраина Агана» и «Местная пристань» Александр Седов. Отдавая предпочтение портрету, сложно выразить условно в этом жанре тонкие, невидимые глазу особенности человеческой души, но именно это удалось художникам Василию Краснобородкину, Александре Долганенко, Татьяне Молодых. Несмотря на то, что работы выполнены в разных техниках и манере, замысел авторов в передаче национального характера и самобытности в полной мере отразился в портретах. Яркое, декоративное решение для серии композиций «Клюква», «Морошка», «Голубика» выбрал Юрий Сорокин. Для смыслового объединения и более выразительной подачи своих произведений художник выделяет орнаментальное обрамление, работы воспринимаются символично и цельно. В то же время в композиции «Лесные жители» использует «земляную» цветовую гамму с фактурным решением плоскости полотна, что придаёт работе архаическую ценность. Графическое решение своих ощущений предложила зрителю Алёна Абитова. Завершённость произведений чётко определяют уравновешенно разобранные линии и тоновые пятна. С иронией, свойственной карикатурной форме, изображает местных обитателей Карамкинского стойбища Наталья Ивкина в серии работ «Хитрец. Виталька», «Подружки», «Ожидание». О многогранности творческого самовыражения Веры Миляевой говорят её живописные холсты, этюды акварелью, зарисовки тушью. Неординарное решение пространственных объектов из природного материала использовала в своих работах Седова Татьяна. Дерево, льняные нити, ракушки автор умело объединила в разных техниках в единые символы и образы, олицетворяющие ощущение связи с природой. Также нетрадиционный способ пленэрной работы в технике горячего батика выбрала для себя Анна Краснобородкина. Её композиции носят аллегорический замысел, связанный с представлениями о мире хантов. Приёмы батика расширяют разнообразие технических возможностей в условиях пленэра. Каждый из художников за столь короткий период пленэра смог показать лишь небольшую часть своего творческого потенциала. Ведь пленэр для художника – это не только работа на природе, но и общение с единомышленниками, поиск мотивов для вдохновения и сбор материала для будущих произведений. Хочется пожелать всем участникам и организаторам этого замечательного проекта творческих удач и продолжения пленэрного движения. Татьяна Седова, преподаватель ДХШ, участница пленера